Divinity 2: Ego Draconis. И полыхнуло пламя, и взлетел дракон
Классическое фэнтези – не место для нежностей. Брутальные герои здесь ежеминутно сталкиваются с не менее брутальными противниками, спасают мир, отказываются от колец всевластия, регулярно забывают свое прошлое, умудряясь при этом заглядывать в будущее, защищают сирых и убогих, а в жены выбирают себе дурнушек, но зато с душой и любовью к курам и выпечке. Таким образом строится канва повествования любого классического, так называемого, эпического фэнтези. Здесь нет места усредненным персонажам, ежедневной рутине и задачам, которые не приводят в конечном итоге к счастливому спасению Вселенной.
В этом плане ролевой проект Divinity 2 недалеко ушел от наследия Толкина и Перумова. Огромный мир, живущий по своим правилам и законам, обременен трудной для понимания историей, натянутыми отношениями между властными центрами, зачастую непонятными мотивами принятия решений и весьма непрозрачными денежно-договорными схемами.
Первую треть путешествия герой слоняется по миру словно гость, которого никто не ждал и от приезда которого никому на сердце легче не стало. Вторая треть – осмысленное закрепление своих позиций, обретение знаний и навыков, которые позволят в будущем стать властителем мира. Ну, а заключительная треть – то самое, ради чего приходится проводить часы в неведении, ежесекундно задаваясь вопросом «что же здесь происходит?». Время, когда все становится на свои места. Когда кольцо попало в Мордор. Когда мир во всем мире. Когда Первомай и красные гвоздики. Вот только именно тогда, когда все уже должно начать спокойно течь в сторону хеппи-энда, Divinity 2 и преподнесет главные сюрпризы, окончательно закрепляя за собою звание «классического ролевого фэнтези проекта». Тем и интереснее поговорить об этом подробнее.
Эра драконов
Как и в предыдущей части, мы вновь начинаем путешествие по Ривеллону (Rivellon), миру, полному магии и чудес, населенному необычными волшебными существами и грозными монстрами. История Ego Draconis начинается с того, что в один прекрасный день в небольшой деревушке появляется убийца, роль которого предстоит исполнить игроку. Он, наделенный древними знаниями и неизвестными даже ему талантами, должен вспомнить свое предназначение и… Впрочем, на этом мы и остановимся. Запутанный сюжет, выдержанный в строгом соответствии с традиционными фэнтезийными канонами, не терпит досрочного разглашения. Отметим только одно: ваш герой сможет превращаться в дракона, а вот ради чего – это, пожалуй, вам предстоит выяснять самостоятельно.
По окончанию непродолжительного вступительного ролика нас отправят в меню создания персонажа. Увы, назвать кастомизацию разнообразной нельзя. Точнее, разработчики вообще, кажется, не уделяли этому аспекту и толики внимания. Выбрали пол, особенности лица, прическу и голос – вот и достаточно. Причем особого разнообразия даже в этих характеристиках не наблюдается. Впрочем, на внешность персонажа довольно быстро перестаешь обращать хоть какое-то внимание – других дел полно.
Я знаю, что вы сделали прошлым летом
После непродолжительного курса молодого бойца, во время которого нас посвятят в некоторые детали сюжетной линии и объяснят систему управления героем, мы отправляемся в первую локацию. Перед нами предстает неприглядная картина: небольшое военное укрепление, затерявшееся в зелени здешних лесов и окруженное высокими горами, постоянно подвергается нападениям различных монстров. Естественно, нас тут же передают в управление руководства армии, предлагая встать на защиту местных жителей. Куда уж тут денешься, строить карьеру надо ведь.
Вот и начинаем мы носиться с поручениями, заданиями и миссиями. Убей того, спаси тех, помоги этому. Благо, в арсенале героя имеется навык чтения мыслей, так что, довольно быстро вы поймете, кто вам действительно друг, а кто просто пользуется вашей добротой. Кстати, это довольно любопытная находка разработчиков: читая мысли второстепенных персонажей, вы не только узнаете мотивы принятия тех или иных решений, но сможете лучше понять атмосферу, царящую в каждом отдельно взятом поселении. Да и с торговцами после того, как вы пошарите у них в голове, договориться будет легче – большинство тут же предложит вам приобрести товар со значительной скидкой.
Вариативность
Выполняя квесты и отправляя на тот свет изрядное количество противников, вы постепенно будете расти в опыте. По достижению нового уровня вам предложат распределить 5 очков характеристик. Желаете увеличить количество очков здоровья героя – вкиньте их в параметр «Живучесть». Необходим большой запас манны – присмотритесь повнимательнее к показателю духа. Любителям ближнего боя не обойтись без изрядного количества «Силы», а мастерам лука подойдет «Ловкость». Маги же, традиционно, обратят внимание на очки ума.
Помимо этого вы можете выучить или улучшить одно из умений, которые в Divinity 2 разбиты на 4 класса: жрец, воин, маг и лучник. Кроме того, имеются и общие навыки, такие как владение отмычкой (позволяет открывать замки на сундуках с сокровищами) и вместительность сумки. Причем самое интересное, что выбирать какой-то один класс вас никто не заставляет. Так, у лучника отлично сочетаются умения отравлять противника с помощью стрелы и призыв защитника, который здорово помогает на первых порах, хотя и является умением жрецов. Вообще, простор для фантазии здесь большой и заведомо выигрышной тактики при выборе различных заклинаний и способностей не существует. А архитипы созданы разработчиками во многом для того, чтобы облегчить выбор новичкам в жанре RPG. Опытным же игрокам придется не раз серьезно задуматься, взвешивая все «за» и «против» того или иного заклинания или способности.
Я вижу мертвых людей!
Освоившись с системой развития героя и выполнив первые, довольно простые задания, вы отправитесь в длительное путешествие по миру Ривеллон. Разработчики потрудились на славу, придумав множество занимательных и непохожих друг на друга квестов. Как вам такой вариант: чтобы накормить голодающий город, вам необходимо прошептать в соседней деревушке одной очень умной свинье кодовое слово и она, несчастная, поведет своих собратьев… прямо в загребущие руки мясника. Или вот еще один курьез – найти цыпленка, который свел с ума одного довольно забавного NPC. В общем, скучать не придется.
Правда, чем дальше, тем жестче и кровавее станут задания. Так, чтобы стать владельцем огромной башни на острове часовых, вам предстоит не только победить древнего духа, но и решить, кому из 8 претендентов на роль слуг жить, а кому умереть. Впрочем, авторы не сильно заостряют наше внимание на проблеме нравственного выбора и библейских ценностях, поэтому особых моральных трепетаний перед убийством мы не испытали. Это все-таки не уничтожение ребенка, за которое в гиену огненную религиозные фанатики готовы отправить разработчиков Dragon Age: Origins. Да и убивать беззащитных заложников в аэропорту никто не предлагает. Так что, все в рамках классики.
Другое дело, с какой любовью художники рисуют подземные лаборатории, в которых людей в прямом смысле этого слова разбирают на запасные части. Кругом валяются кости, на стенах кровавые знаки, на полу длинные следы, свидетельствующие о том, что кого-то тащили со вспоротым брюхом к ближайшей печи по утилизации отходов. Ей богу, фэнтезийный концлагерь какой-то. С другой стороны, излишняя «кровавость» некоторых территорий полностью объясняется сюжетной необходимостью, поэтому расчлененки ради расчленеки здесь нет.
Челноки
Из поверженных монстров, разбитых бочек и ящиков, взломанных сундуков и тайников постоянно выпадают элементы амуниции, разнообразные камни и травы, книги и золото. Большая часть добычи отправится ближайшему торговцу, но кое-что пригодится для собственных нужд. Так, траву, которую в том числе можно собирать, лучше превращать в зелья, увеличивающие ловкость, силу или другие характеристики. Неплохо иметь и постоянно пополняемый запас колб с жидкостями, восстанавливающими здоровье. Для этой цели подойдут и продукты питания, которые можно найти в любой деревне. Самое смешное, что, даже войдя в дом к нищей семье и забрав со стола всю снедь на глазах у удивленной публики, никакого отпора или недовольства вы не заметите. Видимо, здешние жители привыкли к грабежам средь бела дня. Не стоит выбрасывать и камни, которые время от времени выпадают из противников или руды. Они позволяют зачаровывать элементы экипировки вашего подопечного, увеличивая тем самым его характеристики. Кроме того, камни отлично подходят для того, чтобы «уравновешивать» вещи. Так, если на лук, который обладает прекрасными боевыми характеристиками, «повесить» чары, увеличивающие ловкость, то тем самым эффект от его использования повысится, равно как и шанс нанести критический удар.
Со временем вы сможете улучшать даже умения. За относительно небольшую плату эксперт в этом деле усилит любое ваше заклинание или талант. Так что, путей для развития персонажа действительно много. И каждый сам может решить, каким образом усилить те или иные способности своего Альтер эго. Благо, разработчики предоставили на это карт-бланш, не пытаясь каким бы то ни было образом ограничить свободу выбора. Правда, из-за богатства возможностей, порой, приходится чуть ли не с калькулятором просиживать минуты, высчитывая, какие же чары лучше наложить на штаны, чтобы они дали не только максимальный прирост характеристик, но и сбалансировали уже вставленные «камушки». Но ведь от этого игра только выигрывает!
Путь дракона
Ну и на закуску (автор умышленно так долго тянул резину) – о превращении в дракона. Конечно, эта способность доступна не с первых минут: вам придется пройти где-то треть игры. Рассказывать о полетах и битвах в воздухе можно долго, но это лучше увидеть своими глазами. Скажем лишь вот что: как и герой, дракон постепенно развивается. У него также есть очки умений, которые позволяют изучать разнообразные виды магических ударов. Понятно, что все навыки «привязаны» к огню, но от этого выбор не сильно упрощается. Здесь точно также придется мучительно думать, что взять вначале, а что выучить позже. И да, здесь также все вариативно.
В целом битвы в воздухе выдержаны в едином стиле: вам регулярно придется уничтожать осадные орудия противника, а также расправляться с его летающими батальонами. Возможно, авторам не до конца удалось постоянно поддерживать интерес к воздушным баталиям, но, как и в любой RPG, сам этот аспект игры выполняет функциональную роль, позволяющую двигать вперед сюжетный локомотив, а вовсе не развлекательную.
Вообще, будьте готовы к тому, что развлекать вас в Divinity 2 никто не собирается. Сценаристы приложили максимум усилий, чтобы создать уникальную атмосферу мира. Мрачного, полного коварства и крови. Но при этом оставили небольшую лазейку, для души так сказать: один из основных второстепенных персонажей, маг, которого мы в редакции прозвали Гендальфом Круглого Стола, одним своим внешним видом вызывает улыбку. И благодаря этим «глоткам света» игра не скатилась в напускную гротескно-готическую пошлость, так свойственную жанру. Но сказать, что Divinity 2 – милое развлечение на пару вечеров, язык не поворачивается. Потому что это совершенно отдельная, очень интимная и уютная жизнь. Ваша вторая жизнь.
Все могут короли
Возвращение в Ривеллон прошло успешно. Несмотря на то, что у редакционного отдела PG нашлись претензии к графическому исполнению проекта, суть игры от этого не изменилась. Это действительно добротно скроенная фэнтезийная RPG, которая не оставит равнодушным ценителей жанра. Может ли Divinity 2 стать культовой? Навряд ли. Несмотря на качественную реализацию, разработчики не придумали ничего нового, не внесли, как теперь модно говорить в общественно-политической прессе, «вклад в науку». Игра не оставит вас в состоянии потрясения, а финал и вовсе может расстроить. Но так ли все это важно? На наш взгляд – нет.
Подобные проекта редко хватают звезды с неба. Обычно денег на продвижение у издателей и разработчиков не хватает (это же вам не Dragon Age: Origins). Да и не стремятся они привлекать не ценителей жанра. Им куда важнее выдержать свою историю в едином стиле, не круша и ломая устои. И ведь понятно, что вначале все рванутся изучать Origins. Но разве ж напасешься «оригиналов» на весь год? Вот тогда, когда «ох» и «вау!», и даже любимые нами «крутатень» и «первый!» пройдут, придется искать себе занятие по душе. И им наверняка окажется Divinity 2. Пусть и без претензий на гениальность, но гениальную в своей простоте.
Рейтинги:
Геймплей: 7.5
Графика: 6.5
Звук и музыка: 8.5
Интерфейс и управление: 8.5
Оценка автора: 8.0
Общий рейтинг: 7.8